Глина – замечательный материал, из неё можно слепить вазу и чашку, игрушку и копилку, подсвечник и свистульку. Но тех, кто начинает работать с глиной, подстерегают сложности. Например, мы лепим курочку или петушка – к туловищу прилепляем шею, к ней голову, а к голове клюв, вставляем снизу ноги, а сзади хвост. Вроде все хорошо и можно радоваться успеху. Но, когда глина подсыхает, начинаются проблемы – отваливаются ноги и хвост, отпадает голова и крылья и после обжига, получаем мы не петушка, а «суповой набор» - все по отдельности. Именно для того, чтоб избежать подобных проблем, много лет назад мастера игрушечники, работающие в Филимоновском промысле, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина – пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной. Почти все филимоновские игрушки – свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост. Сейчас мы хотим рассказать, как лепится традиционная лошадка, но если вы не умеете делать свисток, то вместо него можно слепить хвост.
Итак, мы берем кусок глины и хорошенько переминаем его. Глина должна быть однородной, камушки и корешки выбрасываем, твердые комочки - отправляем в корыто с водой – размокать. Однородному комку придаем форму шарика.
![]()
Если бы мы хотели слепить колобка, то облегченно вздохнув, мы могли бы уже мыть руки. Но мы выбрали игрушку посложней и поэтому продолжим лепить. Колобок мы положим на стол, ладонь положим сверху и немного прокатаем его. Должен у нас получиться толстенький цилиндр.
![]()
Если у вас получилась сосиска, значит, вы слегка перестарались и сможете из неё слепить лишь таксу. Цилиндр мы держим одной рукой и плавно поворачиваем, а большим пальцем другой руки будем смещать глину с середины цилиндра к его краю. Потом комок перевернем и так же сгоним глину к другому краю. У нас получится огрызок яблока, не очень тщательно объеденный в середине.
![]()
Далее возьмем стек, который филимоновские мастера, называют пичужкой, и с его помощью разделим выступающие части яблока с одной и другой стороны, но не с торца, а сбоку. Торопиться не будем и из четырех долек постараемся сделать четыре ноги, одинаковые по толщине. Это комочки превратятся в ноги коня, если мы станем обжимать их со всех сторон, таким образом, чтоб они вытянулись в виде морковки, то есть у основания были толстенькими, а у концов тонкими.
![]()
![]()
Перевернем игрушку, поставим на ноги, если ноги окажутся одинаковые и по длине, то, радостно вздохнув, приступим к верхней части. Глину с одного края превратим в шею, из другой сделаем камеру свистка. Но свисток оставим на потом, а сейчас займемся шеей. Её будем вытягивать, так же как и ноги «морковкой», она должна получиться - мощной длинной, гладкой.
![]()
Верхнюю тонкую часть шеи загнем вперед и немного опустим – это будет мордочка, а самый верх шеи с помощью стека разделим на две части – это уши нашей лошадки. И мордочке и ушам придаем ту же конусовидную форму морковки.
![]()
Если от ваших теплых рук, игрушка покрылась мелкими трещинками – самое время их загладить влажными пальцами. Не будем спешить и тщательно отгладим все шероховатости и неровности, иначе расписывать такую игрушку будет сложно. Я думаю, всякий, глядя на нашу игрушку, скажет, что это четвероногое животное, но не каждый поймет, что это лошадка. Для большего сходства мы сделаем ей гриву, а именно двумя пальцами сплющим шею со стороны спины по всей длине.
![]()
Если мы решим сделать лошадке хвост вместо свистка, то это значительно упростит нашу задачу. Комок глины, над задними ногами мы обжимаем и немного вытягиваем. Придаем хвосту форму метелки и затем, сплющив с боков, прижимаем к туловищу. Круглым концом стека делаем нашей лошадке глаза нос и рот, подписываем её и оставляем на столе для просушки и любования. Если же мы не боимся трудностей, то переходим к изготовлению свистка.
![]()
Мастера, придумали немало способов его изготовления. Можно сделать свисток без камеры, при этом свист будет пронзительный и высокий, а можно с камерой и звук будет сочный и густой.









